В 1 квартале 2011 года, как и в предыдущие годы, доля обращений граждан на нарушение их потребительских прав в сфере ЖКХ продолжает превалировать над обращениями по другим вопросам защиты прав потребителей в сфере услуг и благополучия человека. Количество обращение возросло в 1,9 раз по сравнению с аналогичным периодом 2010г. (2011г.-683, 2010г.-356). 
         По подведомственности направлено 195 обращений (28,5%) по вопросам: о состоянии технических инженерных систем жилых домов, о контроле за исполнением Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 №731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющих деятельность в сфере управления многоквартирными домами».  
         В соответствии п..5 Положения о Государственной жилищной инспекции в РФ, утвержденной Постановлением Правительства РФ от26,09Л994 №1086 ст.7.22, 7.23, ст.23.55 КОАП РФ от 31.12.2001 Ш95-ФЗ, Правил №170 инспекция осуществляет контроль за техническим состоянием жилищного фонда общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами, контроль за соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами. 
         Контроль за исполнением Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 №731 не входит в компетенцию Управления, т.к. данное постановление не попадает под действие Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей». Обращения по данному вопросу направлены в Управление Жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области. 
         Потребителям дано 112 разъяснения по вопросам, по которым не определен орган государственной власти, полномочный осуществлять контроль за: 
         - применением нормативов потребления коммунальных услуг (письмо прокуратуры
Воронежской области от 28.07.2010г.№7\1-4-68-2010\9732);
         - произведенными расчетами в платежных документах.
         По 113 обращениям даны разъяснения по действующему законодательству по вопросам наличия общедомовых счетчиков и применения их показателей при расчетах за коммунальные услуги.
         Приняты меры в 263 случаях (38,5%).
         1. Отказ жилищных организаций представлять информацию по расчетам за жилищно-коммунальные услуги в установленные сроки выявлен в 108 случаях (41 %).
         В нарушение, Правил (п.49) по требованию потребителей не производилась сверка платы за коммунальные услуги, не направлялись ответы по обращениям потребителей в установленные сроки - ООО «СтройТехника», ООО «РЭК Комфорт», ООО УК «Мастер» ООО РЭП «Центральный»», ООО УК «Коминтерновского района», ООО УК «Родник»», ООО УК «Ленинского района», ООО УК РЭП 101, ООО РЭП «Никольское»,ООО УК «Сити» и др. 
         2. Отказ управляющих компаний оформлять акты при предоставлении некачественных услуг по отоплению, горячему водоснабжению установлен в 42 случаях (16,1%) - ООО «УК «Стройтехника», ОАО УК «Центрального района»; ОАО УК «Советского района»; ООО «ABA- кров», ООО «Стройтрест 2П». 
        3. Самостоятельно утверждался тариф на содержание и ремонт помещений, незаконное повышение выявлено в 46 случаях (17,6 %). В нарушение Жилищного кодекса РФ жилищные организации самостоятельно утверждали тариф на содержание и ремонт помещений без проведения общих собраний собственников помещений, не оговаривали в договоре управления
многоквартирным домом - ОАО УК «Бульвар Победы»; QQO «Эверест»; ООО «КЙТ-2», ОАО УК «Советского района», ООО «КИТ -сервис».
        4. Обман потребителей при направлении сведений в МУП «МИВЦ» г.Воронежа в отношении прописанных и проживающих граждан, объемов оказанных услуг в 7-ми случаях (2,4%). Жилищные организации самостоятельно принимали решение об увеличении проживающих граждан в жилых помещениях, общей площади жилья без представления соответствующих документов - ООО УК «Бульвар Победы»,ТСЖ «Север», ООО «Эверест», ООО «КИТ-сервис»
        5. Включение в договор условий, ущемляющих права потребителя установлено в 3-х случаях (1,2%). В договора вносились пункты не соответствующие требованиям Правил предоставления коммунальных услуг гражданам РФ, в части сокращения сроков представления необходимой информации и отключения квартир от подачи коммунальных ресурсов - ОАО УК «Советского района», ООО «АВА-кров», ОАО УК «Ленинского района». 
        6. Неудовлетворительные условия проживания установлены в 57 случаях (21,7%) - ОАО УК «Советского района», ОАО УК «Ленинского района», ООО «Стройтрест 2П», ВАТД "Домостроитель".
       По выявленным нарушениям применены меры административного воздействия к  должностным и юридическим лицам. Всего возбуждено 116 дел, из них в отношении юридических лиц - 23. Наложено штрафов на сумму 439 тыс. рублей.
       Помимо мер административного воздействия в 2011 г. специалистами Управления применялись гражданско-правовые методы защиты прав потребителей» Направлено 5 исковых заявлений в защиту неопределенного круга лиц в отношении ООО «Эверест», 000 УК «Бульвар Победы», ООО «КИТ-сервис», ООО «КИТ-2», ОАО УК «Советского района».