Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области информирует:
         
          За период 9 месяцев 2015 года Управлением Роспотребнадзора по Воронежской области рассмотрено 5632 обращения, в том числе:
          - 3841 обращение (68,2 % от всех поступивших в адрес управления обращений) на нарушения прав потребителей в случаях приобретения товаров, оформления договоров на выполнение работ, оказания услуг;
          - 1791 обращение (31,8%) в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. 
         В ходе рассмотрения поступивших 5632 обращений:
          - в 3185 случаях даны разъяснения по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов РФ;
          - в 1359 случаях направлены по подведомственности;
          - в 1088 случаях указанные в обращениях факты стали основанием для проведения внеплановых проверок и административных расследований.
         
         Структура поступивших 3841 обращений потребителей по приоритетным направлениям деятельности сложилась следующим образом:
          1) 1649 (42,9 %) обращений - на нарушения, допущенные в организациях торговли.
          2) 2192 (57,1 %) обращений - на нарушения, допущенные в организациях, предоставляющих услуги населению.
          За отчетный период при проведении внеплановых проверок и административных расследований по обращениям потребителей в 920 случаях из 1088 (84,6 %) факты, указанные в обращениях, подтвердились, установлены нарушения требований действующего законодательства.
          По результатам проведенных надзорных мероприятий по обращениям потребителей составлено 1002 протокола об административных правонарушениях.
          Структура поступивших и рассмотренных обращений на нарушения прав потребителей следующая: 
          1. Оказание жилищно-коммунальных услуг: рассмотрено 797 обращений (20,7 % от поступивших обращений на нарушение прав потребителей). Из них в 241 случае даны разъяснения, 532 обращения направлены по подведомственности в Государственную жилищную инспекцию Воронежской области, в 24 случаях проведены внеплановые надзорные мероприятия, при проведении 22 (91,7 %) установлены нарушения.
          2. Реализация непродовольственных товаров: рассмотрено 786 обращений (20,5 % от поступивших обращений на нарушение прав потребителей) . Из них в 627 случаях даны разъяснения по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов РФ, в 3 случаях направлены по подведомственности, в 156 случаях проведены внеплановые надзорные мероприятия, при проведении 154 (98,7 %) проверок установлены нарушения.
          3. Реализация продовольственных товаров: рассмотрено 766 обращений (19,9 % от поступивших обращений на нарушение прав потребителей). Из них в 286 случаях даны разъяснения, в 133 случаях направлены по подведомственности, в 347 случаях проведены внеплановые надзорные мероприятия. При проведении 328 (94,5 %) проверок установлены нарушения.
          4. Оказание финансовых услуг населению: рассмотрено 535 обращений (13,9 % от поступивших обращений на нарушение прав потребителей). Из них в 443 случаях даны разъяснения, 75 обращений направлены по подведомственности, в 17 случаях проведены внеплановые надзорные мероприятия, при проведении 10 (58,8 %) проверок установлены нарушения. 
         5. Предоставление услуг бытового обслуживания населения: рассмотрено 238 обращений (6,2% от поступивших обращений на нарушение прав потребителей). Из них в 166 случаях даны разъяснения, в 72 случаях проведены внеплановые надзорные мероприятия, при проведении 63 (87,5 %) проверок установлены нарушения. 
         6. Оказание услуг общественного питания: рассмотрено 184 обращения (4,8 % от поступивших обращений на нарушение прав потребителей) . Из них в 159 случаях даны разъяснения, 7 обращений направлены по подведомственности, в 18 случаях проведены внеплановые надзорные мероприятия, при проведении которых установлены нарушения. 
         7.Оказание услуг связи: рассмотрено 64 обращения (1,7 % от поступивших обращений на нарушение прав потребителей). Из них в 47 случаях даны разъяснения, 6 обращений направлены по подведомственности, в 11 случаях проведены внеплановые надзорные мероприятия, при проведении 4 (36,4 %) проверок установлены нарушения. 
         8. Предоставление транспортных услуг: рассмотрено 43 обращения (1,1 % от поступивших обращений на нарушение прав потребителей) . Из них в 22 случаях даны разъяснения, 1 обращение направлено по подведомственности, в 20 случаях проведены внеплановые надзорные мероприятия, при проведении 5 (25,0 %) проверок установлены нарушения.
         9. Оказание туристских услуг: рассмотрено 16 обращений (0,4 % от поступивших обращений на нарушение прав потребителей). Из них в 11 случаях даны разъяснения, в 5 случаях проведены внеплановые надзорные мероприятия, при проведении 2 (40,0 %) проверок были установлены нарушения. 
        
         Основными нарушениями, установленными при рассмотрении обращений граждан, являлись: 
         - предоставление неполной, недостоверной информации потребителям при продаже товаров и оказании услуг;
         - отсутствие необходимой и достоверной информации о товаре (работе, услуге);
         - продажа товаров, не соответствующих требованиям нормативных документов, технических регламентов ТС; 
         - введение в заблуждение потребителей относительно потребительских свойств товаров, цены товаров; 
         - предоставление услуг ненадлежащего качества;
         - нарушение сроков исполнения услуг согласно заключенным договорам; 
         - включение в договоры на предоставление услуг условий, ущемляющих права потребителей.
        
         В результате рассмотрения, по всем обращениям, поступившим в адрес Управления, даны ответы, разъяснения.
        
         Помимо мер административного воздействия специалистами Управления применялись гражданско-правовые методы защиты прав потребителей. 
         Направлено 85 исковых заявлений в защиту прав неопределенного и определенного круга потребителей, в том числе: 
         - 54 в защиту неопределенного круга потребителей;
         - 31 в защиту конкретного потребителя. 
        В настоящее время 26 исковых заявлений находятся на рассмотрении. При рассмотрении судами 59 заявлений исковые требования удовлетворены в полном объеме.
        Кроме того, специалистами Управления дано 141 заключение по делу в судах с целью защиты прав потребителей. 
        Специалисты управления отстаивают права потребителей в различных сферах деятельности. Например, в связи с поступлением обращения потребителя по факту введения в заблуждение относительно стоимости оплаты курса обучения, допущенного Негосударственным образовательным учреждением «МАРС», Управлением была проведена внеплановая выездная проверка. Результаты данной проверки стали основанием для подачи искового заявления в Центральный районный суд г. Воронежа в защиту прав неопределенного круга лиц. Так, Управлением было установлено, что образовательным учреждением в договоры на оказание платных образовательных услуг включено условие, ущемляющее права потребителей, а именно: п. 5.2 Договора содержал следующее: «При расторжении договора по инициативе Заказчика, а также при отчислении Заказчика, оплаченные ранее суммы не возвращаются».
         При направлении в суд 12.03.2015г. искового заявления в своих требованиях Управление просило: 1) признать действия НОУ «МАРС» в части включения в договоры на оказание платных образовательных услуг условий, ущемляющих права потребителей, противоправными; 2) обязать исключить из договоров на оказание платных образовательных услуг условие, ущемляющее права потребителя; 3) обязать образовательное учреждение довести до сведения потребителей решение суда путем размещения информации в средствах массовой информации в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
         30.04.2015г. Центральный районным судом г. Воронежа вынесено решение об удовлетворении требований истца в полном объеме.