Управление Роспотребнадзора по Воронежской области по информации поступившей из Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Воронежской области сообщает:
          Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» закрепляет полномочия и права высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты прав потребителей. Так, статьей 42.1 указанного Закона установлено, что высший исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации осуществляет мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей и в пределах своих полномочий принимает определенные меры.
          Наиболее эффективным способом реализации установленных полномочий в области защиты прав потребителей для всех участников национальной системы защиты прав потребителей является осуществление системных мероприятий в рамках региональных целевых программ по защите прав потребителей.
          Разработка комплекса соответствующих мероприятий с точки зрения их первоочередности и значимости именно для конкретного региона позволяет обеспечить эффективное взаимодействие и сотрудничество их исполнителей – участников системы защиты прав потребителей, которыми являются федеральные органы государственной власти, органыгосударственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и институты гражданского общества, для решения конкретных задач и достижения общей цели – повышения качества и уровня жизни населения в регионе и в целом в стране.
          Практика принятия и реализации региональных программ по защите прав потребителей, сложившаяся в настоящее время в Российской Федерации, свидетельствует о необходимости дальнейшего применения и развития заложенного указанными программами принципа организации комплексного, системного подхода к совершенствованию существующих механизмов государственной и общественной защиты потребительских прав граждан на региональном уровне.В настоящее время региональные программы по защите прав потребителей действуют на территории следующих субъектов Российской Федерации: Белгородская область, Воронежская область, Новгородская область, Ростовская область, Кабардино-Балкарская Республика, Костромская область, Республика Татарстан, Карачаево–Черкесская Республика, Ленинградская область, Саратовская область, Амурская область.
          Систематически проводимый Роспотребнадзором анализ действующих региональных программ по защите прав потребителей свидетельствует о том, что мобилизуя необходимые ресурсы, они являются эффективным механизмом, способствующим организации и координации деятельности участников национальной системы защиты прав потребителей на субъектовом и муниципальном уровнях. 
          Организация превентивного подхода, направленного на предупреждение нарушений прав потребителей и применение конкретных мер для достижения поставленных задач совместными усилиями органов власти и общества, осуществляемые в рамках реализации региональных целевых программ, в целом направлены на успешную реализацию государственной политики в данной сфере.В этой связи, региональные программы по защите прав потребителей являются: действенным дополнительным ресурсом, направленным на повышение правовых гарантий основных прав граждан (право на просвещение, информацию и др.);позволяют объединить усилия и полномочия, а также определить порядок взаимодействия всех составляющих национальной системы защиты прав потребителей - федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов);служат источником оказания государственной поддержки деятельности общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), реализующих свои полномочия в порядке ст. 45 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»;обеспечивают оказание доступной правовой помощи потребителям на муниципальном уровне (что в том числе способствует повышению уровня социального обеспечения пожилых людей, инвалидов, лиц с ограниченными возможностями, малоимущих и социально незащищенных слоев населения);способствуют стабилизации потребительского рынка в регионе, направлены на недопущение и своевременное выявление негативных тенденций в его развитии; являются составной частью социально-экономической политики региона и способствуют проведению согласованной потребительской политики, созданию условий для экономического развития местных товаропроизводителей, в том числе за счет выпуска качественной и конкурентоспособной продукции, формированию общественного мнения о широких возможностях населения по защите своих прав.Региональные программы по защите прав потребителей представляют собой достаточно действенный механизм, который в настоящее время имеет особую актуальность в формировании общей стратегии реализации комплекса взаимосвязанных правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий, направленных на продуктивное пресечение нарушений прав потребителей.Указанное определяет значимость практики реализации региональных программ по защите прав потребителей на уровне субъектов Российской Федерации, как составной части государственной политики в сфере защиты прав потребителей. В целях оптимизации деятельности по разработке, принятию и эффективной реализации региональных программ по защите прав потребителей, обеспечения координации деятельности по дальнейшему формированию и совершенствованию на региональном уровне эффективной системы защиты потребительских прав граждан, в рамках деятельности постоянно действующего совещательного органа Роспотребнадзора - Консультативного совета по защите прав потребителей инициирована разработка методических рекомендательных документов, направленных на создание единообразного подхода к планированию мероприятий, направленных на защиту прав потребителей в регионах. Обсуждение проекта обозначенных методических документов внесено в план работы Консультативного совета по защите прав потребителей Роспотребнадзора на 2 полугодие 2013года.