В целях реализации мероприятий ведомственной целевой программы «Защита прав потребителей в Воронежской области на 2012-2014 годы» департаментом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области 28.09.2012г. была организована конференция по вопросу соблюдения прав потребителей при реализации технически сложных товаров на потребительском рынке города Воронежа Управление Роспотребнадзора по Воронежской области выступило перед участниками конференции с докладом по следующему вопросу: "О состоянии защиты прав потребителей Воронежской области при реализации технически-сложных товаров". 
         Отношения, связанные с продажей технически-сложных товаров регулируются следующими нормативными документами: ГК РФ, положениями Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей"; Постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.1998 «Правила продажи отельных видов товаров», Постановлением Правительства РФ № 924 от 10.11.2011г. « Об утверждении перечня технически-сложных товаров», Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997г. № 1025 «Правила бытового обслуживания населения в РФ», Постановлением Правительства РФ от 11.04.2001г. № 290 «Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств».
         В Управление Роспотребнадзора по Воронежской области поступило за текущий период 1859 обращений по защите прав потребителей. Из них на технически-сложные товары 344 обращения или 19 % от общего количества поступивших обращений. Из общего количества рассмотренных обращений на технически-сложные товары в 25 % (86) случаях даны разъяснения, в 61 % (210) случаев приняты меры, то есть обращения стали основанием для проведения внеплановых проверок, 14 % (48) находятся на рассмотрении.
         Структура обращений на нарушения прав потребителей по продаже технически-сложных товаров сложилась следующим образом: сотовые телефоны, имеющие сенсорный экран - 38 (131) %, холодильники – 25 (86) %, стиральные машины 16 (55) %, компьютеры стационарные и портативные, включая ноотбуки 14(48)%, автомобили легковые 7 (24) %.
         Результатом проводимой работы по повышению потребительской грамотности населения (участие специалистов Управления в совещаниях с представителями: бизнеса, профильных отделов администраций муниципальных районов (городских округов, общественных объединений), консультирование граждан с разъяснением их прав при возникновении конфликтных ситуаций в рамках деятельности МФЦ, общественной приемной Управления, по телефонам «горячей линии» и на базе Консультационного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» в ежедневном режиме, а также широкое информирование о результатах деятельности Управления по вопросам защиты прав потребителей через СМИ, сайт Управления) явилась устойчивая тенденция роста количества поступивших в Управление обращений граждан по вопросам нарушения их прав. При анализе поступивших обращений установлено, что если сравнить 2011 г. к аналогичному периоду 2010 г. увеличение составило 6 %, а в 2012 г. по отношению к 2011г. – в 1,1 раза. 
         При проведении проверок, как плановых так и по обращениям граждан установлены в части:
         - реализации товаров без необходимой и достоверной информации для потребителя: с указанием срока службы или срока годности, места нахождения изготовителя, организации уполномоченной изготовителем ( продавцом ) на принятие претензий от покупателей, импортере, правил и условий эффективного и безопасного использования товара.
         - оформления ценников в нарушение правил продажи
         - введения в заблуждение потребителя относительно сроков проведения дополнительной проверки качества товара т.е. проверка проводилась свыше 20 дней, отказа в проведении дополнительной проверки качества товара;
         - отсутствия на сотовые телефоны декларации о соответствии,
         - не доведения до сведения потребителей на вывеске фирменного наименования организации, места её нахождения (юридический адрес) . 
         - не проведения независимой экспертизы товаров в период гарантийного срока, 
         - оформления товара на дополнительную проверку качества. А фактически проверка качества не проводилась, а был произведен ремонт, что является введением в заблуждение потребителя относительно оказываемой услуги. 
         - не проведения предпродажной подготовки по проверке качества и безопасности товара (испытания в работе по требованию покупателя) из-за отсутствия условий для проверки их свойств, работы, демонстрации в действии (бензопилы, стиральные машины )
         - нарушения сроков доставки товаров
         Указанные нарушения были установлены установлены в организациях: ООО «ДНС-Воронеж», ООО «СервисТрейд», ЗАО «Связной Логистика», ООО « КЦ « Кей-Воронеж», ООО «Шанс», ООО « Медиа-Маркт-Сатурн», ООО «Эльдорадо», магазин «Поиск» ИП Нестеренко А.Л., ООО Евросеть-ритейл», ООО Леруан-Мерлен, ИП Клецова И.В, ЗАО «Носимо», ООО «Эльдорадо».
         При реализации автомобилей были установлены следующие нарушения: 
         - при оформлении автомобиля в ремонт в заказе – наряде до сведения потребителя не доводилась информация о сроках исполнения заказа, не указывалась цена автотранспортного средства, определяемая по соглашению сторон,
         - допущения введения в заблуждение потребителя относительно гарантийного срока ремонта автомобиля (Фактически ремонт автомобиля осуществлялся 60 дней, вместо предусмотренных по установленному законодательству РФ – 45 дней.).
         Указанные нарушения были установлены в организациях: ООО «Богемия Юг» , ООО «Воронеж-Авто-Сити».
         По результатам проведенных мероприятий (плановых , по обращениям) проверено :
         - в 2010г. - 30045 единиц технически-сложных товаров, из них забраковано 960 единиц , на общую сумму 149,06 тыс. рублей;
         - в 2011г. - 139054 единиц технически-сложных товаров, из них забраковано 4046 единиц , на общую сумму 8267,53 тыс. рублей;
         - за текущий период 2012г. - 87358 единиц технически-сложных товаров, из них забраковано 2621 единицы, на общую сумму 5355,49 тыс. рублей. Забракованная продукция снята реализации и возвращена поставщикам.
         Помимо административных мер в отношении субъектов осуществляющих реализацию технически-сложных товаров осуществлялась Управлением и судебная защита прав потребителей.
         Выдано заключений по делу - 4, в отношении ООО «Авто-браво», об отказе в возврате некачественного автомобиля, ООО «Богемия Юг» на нарушение сроков ремонта автомобилей, ООО «Леруа Мерлен Восток» об отказе в проведении гарантийного ремонта шлифмашины», ЗАО «Связной Логистика» по вопросу незаконного проведения гарантийного ремонта