Практически каждый заемщик при оформлении кредита сталкивался с фактической обязанностью заключать договор страхования рисков, в противном случае банк мог не одобрить заем или как минимум повысить ставку. При этом, когда граждане гасят долг досрочно, финансовые организации и страховые компании отказываются возвращать часть стоимости страхового полиса.
     Согласно ч.10 ст.11 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ (ред. от 08.03.2022) "О потребительском кредите (займе)" в случае полного досрочного исполнения заемщиком обязательств по договору потребительского кредита (займа) кредитор и (или) третье лицо, действующее в интересах кредитора, оказывающие услугу или совокупность услуг, в результате оказания которых заемщик становится застрахованным лицом по договору личного страхования, на основании заявления заемщика об исключении его из числа застрахованных лиц по указанному договору личного страхования обязаны возвратить заемщику денежные средства в сумме, равной размеру страховой премии, уплачиваемой страховщику по указанному договору личного страхования в отношении конкретного заемщика, за вычетом части денежных средств, исчисляемой пропорционально времени, в течение которого заемщик являлся застрахованным лицом по указанному договору личного страхования, в срок, не превышающий семи рабочих дней со дня получения кредитором и (или) третьим лицом, действующим в интересах кредитора, указанного заявления заемщика. Положения настоящей части применяются только при отсутствии событий, имеющих признаки страхового случая, в отношении данного застрахованного лица.
    Это означает, что вернуть можно будет часть страховки за период, когда необходимость в страховании уже отпала в связи с возвратом кредита (займа).
Страховая компания (или уполномоченные ею лица) должны будут вернуть потребителю часть страховой премии пропорционально тому времени, которое осталось до планового погашения долга, в течение семи рабочих дней со дня получения заявления.
    Необходимо отметить, что эти правила касаются только договоров, заключенных с 1 сентября 2020 года. Закон обратной силы не имеет, поэтому на кредиты, полученные раньше, он не распространяется.
    Для того, чтобы определить будет ли договор страхования обеспечением кредитного, нужно обращать внимание на условия кредитного договора, как они будут меняться в зависимости от заключения договора страхования, какой будет полная стоимость потребительского кредита (займа), срок возврата потребительского кредита (займа), в части процентной ставки и иных платежей, включаемых в расчет полной стоимости потребительского кредита (займа). Помимо этого, нужно проверять, кто указан страхователем в договоре страхования, кто является выгодоприобретателем (кредитор или вы), размер страховой премии связан с выплатой кредита и размером задолженности по нему, зависит ли страховая сумма от остатка кредита.
    Отказаться от страховки можно и без досрочного погашения долга. При оформлении договора страхования внимательно прочитайте его. В нем должно быть указано, что вы вправе отказаться от услуги в течение 14 календарных дней с момента подписания, в так называемый период охлаждения. Отказ нужно оформить в письменной форме, после чего можно вернуть всю уплаченную за страховку сумму. Разумеется, все это возможно только тогда, когда не наступили события, имеющие признаки страхового случая.
    Потребитель финансовых услуг вправе заявлять в судебном порядке требования к финансовой организации, указанные в ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 04.06.2018 N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", только после получения от финансового уполномоченного решения по обращению, за исключением случаев, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 04.06.2018 N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг".
    Поэтому, если вопрос о возврате страховой премии по Вашему заявлению к исполнителю в добровольном порядке не решается, то Вам необходимо до обращения в суд направить к финансовому уполномоченному обращение о возврате денежных средств в отношении кредитора и (или) третьего лица, действующего в интересах кредитора и дождаться решения финансового уполномоченного.
    Дополнительно сообщаем, что в целях обеспечения граждан своевременной, качественной и достоверной информацией в Управлении работает «горячая линия» по номеру 8-800-700-52-05, посредством которой осуществляется консультирование граждан , на сайте службы создана ссылка на единый портал для подачи и приема обращений граждан. Кроме того, Вы можете воспользоваться модулем «Виртуальная приемная» государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей https://zpp.rospotrebnadzor.ru