В связи с поступающим жалобами граждан на предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества Управление Роспотребнадзора по Воронежской области разъясняет следующее: при предоставлении услуг ненадлежащего качества в соответствии со ст.14, ст. 29 Закона «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на перерасчет размера платы, возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя.
         Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность установлен в разделе 10 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее – Правила №354).
         В соответствии с п.п. «г» п. 111 Правил № 354 датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушением качества в квартире потребителя является дата, которая зафиксирована в акте проверки качества предоставляемых коммунальных услуг.
         В соответствии с п.113 Правил № 354 после устранения причин нарушения качества коммунальной услуги исполнитель обязан удостовериться в том, что потребителю предоставляется коммунальная услуга надлежащего качества в необходимом объеме, зафиксировать в акте проверки. 
         Порядок перерасчета изменения размера платы за коммунальные услуги ненадлежащего качества и с перерывами, превышающими установленную продолжительность, установлен в разделе 9 (Правил №354).
         Требования о проведении перерасчета по предоставлению некачественных коммунальных услуг и с перерывами, превышающими установленную продолжительность носят имущественный характер, в случае отказа в удовлетворении требований потребителя в добровольном порядке по перерасчету размера платы, защита нарушенных жилищных прав осуществляется исключительно судом (п. 1 ст.11 Гражданского кодекса РФ, п.1 ст.11 Жилищного кодекса РФ и п.1 ст.17 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»). 
         В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика. 
         При этом в соответствии с п. 3 ст. 17 Закона РФ при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав.
         Кроме того, в соответствии со ст. 15 Закона РФ потребитель при наличии вины ответчика за нарушение его прав вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
         В случае обращения потребителей в суд Управление Роспотребнадзора по Воронежской области, руководствуясь ч. 1 ст. 47 Гражданского процессуального кодекса РФ, п. 5 ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», готово предоставить по письменному запросу суда соответствующее заключение, в рамках своей компетенции, в целях защиты прав потребителя.