Управление Роспотребнадзора по Воронежской области информирует:
          Бытовая техника, работающая от электричества, делает нашу жизнь удобнее. Однако любая бытовая техника, которая работает от электричества, боится скачков напряжения. Они могут произойти по ряду причин, большинство из которых происходят не по вине потребителя.
          Причины скачков и отклонений от номинальных значений:
          • аварии на подстанции, среди которых замыкания на ЛЭП (линиях электропередач);
          • импульсные скачки напряжения из-за молнии;
          • обрыв или замыкание воздушной линии из-за упавшего дерева; 
          • повреждения кабеля при копке траншей;
          • отключение электроэнергии, приведшие к скачкам напряжения;
          • перекос фаз, приведший к длительной подачи напряжения более 300 вольт в сеть, из-за отгоревшего нулевого проводника на ТП или в подъездном щите.
          В соответствии с законодательной базой возместить ущерб должна снабжающая или другая ответственная организация, на балансе которой находится ваша электрическая линия или её участок.
          Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354 (далее – Правила № 354), предусмотрены требования к качеству подаваемой электрической энергии гражданам-потребителям, это:
          • постоянное соответствие напряжения и частоты электрического тока требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ 32144-2014);
          • отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается. 
          Согласно ст. 14 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон РФ «О защите прав потребителей») вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме.
          Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет. 
          В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
          Что делать, если факт перенапряжения уже состоялся и бытовая электротехника перегорела? 
          1. Зафиксировать факт резкого скачка напряжения в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ (раздел 10 Правил № 354), подсчитать и подтвердить документально причиненные вследствие перегорания бытовой электротехники убытки. Подтверждением материальных затрат и прямых убытков (расходов на ремонт бытовой техники) будут чеки, счета к оплате за ремонт и покупку запчастей, выдаваемые ремонтными и торговыми организациями. 
          2. Установить ответственное лицо и предъявить ему претензии о возмещении причиненных убытков в добровольном порядке.
          3. При отклонении претензии полностью или частично, либо при неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки, потребитель имеет право предъявить иск в суд в соответствии со ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей».
          Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора. Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
          При обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав. 
          Кроме того, в соответствии со ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
          Дополнительно консультацию по вопросу защиты прав потребителей можно получить по телефону горячей линии Управления Роспотребнадзора по Воронежской области: 8-800-201-59-78.
          Также консультацию можно получить по телефону Единого консультационного центра 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный). Единый консультационный центр функционирует в круглосуточном режиме, без выходных дней на русском и английском языках.