Управление Роспотребнадзора по Воронежской области информирует, что при эксплуатации жилых и общественных помещений необходимо проводить мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием помещений, по уничтожению насекомых и грызунов (дезинсекция и дератизация).
         Дезинсекционные и дератизационные мероприятия осуществляют юридические и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в налоговой службе.  
         В своих квартирах, домах, дачных участках граждане имеют право самостоятельного применять препараты (в соответствии с инструкцией) для уничтожения насекомых и грызунов, приобретая в специализированных магазинах.
         При обращении физических и юридических лиц в организации, которые проводят дезинсекционные и дератизационные обработки, необходимо знать, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие данные услуги, должны провести обследование с целью учета численности, заселенности объектов и территории насекомыми и грызунами, техническое и санитарно-эпидемиологическое состояние объектов; истребительные мероприятия с использованием ограничительных, физических, химических и биологических методов; контроль эффективности истребительных мероприятий.
         В соответствии со ст. 8,10 Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» до потребителя своевременно, то есть до заключения договора, должна быть доведена полная и достоверная информация, как о самом исполнителе, так и об услуге.
         Указанная информация доводится до потребителя на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
         В свою очередь, информация об услугах должна содержать следующие сведения:
         - сведения об основных потребительских свойствах услуг,
         - срок оказания услуг,
         - цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг),
         - указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги).
         Информация о цене услуг должна быть доведена до потребителя посредством прейскурантов, а также иным доступным для потребителя способом. 
         
         Советы потребителю при заключении договора.
         1. Обязательным условием оказания услуг является подписание договора, в котором четко прописывается, кто является заказчиком, кто исполнителем, перечень услуг, какова стоимость предстоящей работы, а также права обеих сторон и их ответственность.
         Не стоит торопиться ставить в договоре подпись. Нужно внимательно с ним ознакомиться, и если возникнут сомнения, предложить свои изменения и корректировки.
         2. В момент заключения договора на оказание услуг следует проследить, чтобы была составлена спецификация или смета. В смете (спецификации) указываются наименование каждой услуги, их стоимость, количество.
         3. Необходимо также проследить, чтобы в договоре были оговорены сроки начала и окончания оказания услуг, иначе выполнение договора может затянуться, что для клиента совершенно нежелательно. 
         4. Компания-исполнитель не вправе без согласия клиента выполнять платные дополнительные услуги. В случае, если они уже были оказаны потребитель вправе их не оплачивать, а если оплатил – потребовать возврата денежных средств.
         5. После завершения оказания услуг по договору должен быть составлен двусторонний акт прима-сдачи оказанных услуг (акт выполненных работ) с описанием объема оказанных услуг. Данный акт подписывается каждой из сторон договора. Однако подписывать вышеуказанный акт потребителю следует при полном отсутствии претензий к компании. Ведь подписание акта об оказанных услугах свидетельствует о том, что:
         - услуги оказаны полностью и надлежащим образом;
         - у клиента отсутствуют претензии к исполнителю, что, безусловно, трактуется в пользу последнего.
         Если же потребитель не доволен качеством оказанных ему услуг или имеет иные претензии к компании, то ни в коем случае не стоит подписывать указанный акт.
 
         Право потребителя на расторжение договора. 
         Право потребителя на отказ от услуги и расторжение договора в любой момент закреплено в статье 32 Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей». Однако при отказе от услуги потребитель обязан оплатить компании фактически понесенные расходы, связанные с исполнением обязательств по договору.
         Ненадлежащее качество услуг.
         В случае, если потребителю оказаны услуги ненадлежащего качества то в соответствии со статьей 29 Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право предъявить одно из следующих требований:
         - безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
         - соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
         - повторного выполнения работы;
         - возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
         Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги).
         Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем или если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.
         Действия при возникновении спорных ситуаций.
         Все претензии к исполнителю услуг лучше всего оформлять письменно, в двух экземплярах, вручая один из них исполнителю под роспись (либо направляя по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения).
         В случае неудовлетворения требования гражданина, изложенного в претензии, он имеет право обратиться с жалобой в Управление Роспотребнадзора по Воронежской области, а также с исковым заявлением в суд (в соответствии со ст.11 Гражданского кодекса РФ и ст. 17 Закона о защите прав потребителей).
         В случае подачи искового заявления в суд потребитель также в целях защиты своих нарушенных прав может обратиться в Управление Роспотребнадзора по Воронежской области для привлечения его в качестве государственного органа для дачи заключения по делу и участия в суде (п.5 ст.40 Закона о защите прав потребителей, ст.47 Гражданского процессуального кодекса РФ).