Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Борисоглебском городском округе, Грибановском, Новохоперском, Поворинском, Терновском районах (далее по тексту - территориальный отдел) информирует, что в первом полугодии 2018 г. от граждан поступило 110 обращений по вопросу нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей, из которых: 
         - 90 обращений по вопросу нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей в сфере розничной торговли,
         - 1 обращение по вопросу нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей в сфере бытового обслуживания населения, 
         - 8 обращений по вопросу нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей в сфере оказания услуг ЖКХ,
         - 2 обращения по вопросу нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей при оказании транспортных услуг,
         - 1 обращение по вопросу нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей в сфере оказания финансовых услуг (страховая деятельность),
         - 1 обращение по вопросу нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей в сфере оказания медицинских услуг,
         - 7 обращений по вопросу нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей в прочих видах деятельности.
         При рассмотрении вышеуказанных обращений: 
         - по 5 обращениям приняты меры административного характера (в отношении хозяйствующего субъекта (ИП, ЮЛ) проведены надзорные мероприятия, по итогам которых составлены протоколы об административном правонарушении, выданы предписания об устранении выявленных нарушений) и гражданско-правового характера (подготовлено исковое заявление о расторжении договора купли-продажи товара ненадлежащего качества. Судом вынесено определение об утверждении мирового соглашения на условиях выплаты в пользу истца денежных средств в размере 15 000 рублей.). 
        - 6 обращений перенаправлено на рассмотрение по подведомственности в иные государственные учреждения.
        - по 99 обращениям заявителям даны разъяснения о порядке последующих действий потребителей согласно представленной ими информации (проведение претензионной работы с хозяйствующим субъектом, направление искового заявления в суд).
        При анализе вышеуказанных обращений, в большинстве случаев установлен факт несоблюдения предварительного обращения потребителя, права которого были нарушены, к хозяйствующему субъекту (ИП или ЮЛ) с целью защиты (восстановления) нарушенных прав, 
        В связи с вышеуказанным, территориальный отдел напоминает, что согласно п.п. б, п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" основанием для проведения внеплановых надзорных мероприятий органами и учреждениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены). 
        Аналогичный порядок так же регламентирован ст. 452 ГК РФ, согласно которой:
        1. Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.
        2. Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
        Соблюдение указанного порядка, для дальнейшего направления искового заявления в суд, необходимо в рамках досудебного урегулирования спора возникшего между потребителем и продавцом (исполнителем услуги).
        Таким образом, основанием для проведения внеплановых надзорных мероприятий по вопросу нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей может быть заявление потребителя, с приложением документов, подтверждающих факт обращения последнего за защитой (восстановлением) нарушенных прав к хозяйствующему субъекту, а именно: копия претензии, копии документов подтверждающих направление (получение) претензии, копия ответа индивидуального предпринимателя или юридического лица и т.д. направленное следующими способами: 
        1. Лично, обратившись по адресу территориального отдела.
        2. Воспользовавшись услугами Почты России, а равно иной службой доставки.
        3. Через интернет, воспользовавшись государственной информационной системой в сфере защиты прав потребителей, доступ к которой осуществляется по электронному адресу http://zpp.rospotrebnadzor.ru/, а так же через портал Госуслуги. 
        При этом необходимо помнить что: 
        - Направление обращений (жалоб), которые могут являться основанием для проведения внеплановой проверки, доступно только для авторизованных пользователей. А авторизоваться пользователь может через учетную запись в ЕСИА, то есть подать такую жалобу могут только зарегистрированные на Госуслугах пользователи.
        - Если на основании жалобы не требуется проведение внеплановой проверки, то такую жалобу может подать незарегистрированный в ЕСИА (Госуслугах) пользователь.