В Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей в благополучия человека продолжают поступать обращения от руководителей высших исполнительных органов государственной власти по субъектам Российской Федерация, организаций, занимающихся проектированием и эксплуатацией дошкольных организаций, а также граждан по порядку применения санитарных правил СаПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
          Основная часть обращений касается планировочных решений, оборудования и содержания дошкольных организаций.
          Анализ поступающих обращений показывает, что отдельные положения санитарных правил трактуются специалистами в виде вновь разработанных. При этом, некоторые из них, например норматив высоты потолка 3 м, трактуется в виде нарушения относительно зданий, построенных по нетиповым старым проектам. 
         Сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что, несмотря на ранее данные указания (письмо Роспотребнадзора от 15.04.2011 № 01/4340-1-32), работа до разъяснению требований СанПиН 2.4.1.2660-10 проводится на низком уровне.
         Анализ предложений, поступивших от руководителей высших исполнительных органов государственной власти Красноярского края и Пензенской области, по внесению изменений в СанПиН 2.4.1.2660-10, свидетельствует о том, что разъяснительная работа, организованная руководителями Управлений Роспотребнадзора по Пензенской области и Красноярскому краю является крайне недостаточной и не эффективной. 
         Прежде всего, это касается гигиенического норматива необходимой площади для одного ребенка, минимальной высоты потолка в помещениях, гигиенических требований к площадям помещений медицинского блока, пищеблока, физкультурного, музыкального зала и других подобных нормативов, которые не являются новыми и предусматривались ранее действовавшими санитарными правилами.
          Ряд предложений касается вопросов, которые возникают в ходе принятия нетиповых планировочных решений, с учетом складывающейся конкретной ситуации.
          Следует иметь ввиду, что в подобных случаях со стороны проектировщиков должны быть представлены обоснования, которые не только доказывают необходимость применения нетиповых планировочных решений, имеют здравый смысл, но и обеспечивают безопасные условия дня воспитания и обучения детей.
          Как правило, такие ситуации связаны с разработкой проектов образовательных учреждений для малонаселенной (сельской, поселковой) местности (комплексы «школа-сад», «сад-ясли») или предусматривающих пристройку для медицинского блока, спортивного зала, пищеблока, помещения групповой, спальни и т.д.
          В подобных случаях возможно проектирование в составе медицинского блока процедурной и при необходимости, использования ее для временной изоляции заболевших детей; выделение отдельного помещения для цеха сырой продукции (совмещенного для обработки мяса, рыбы, птицы и овощей) при условии достаточности площадей и соответствующего зонирования; выделение зоны холодного цеха в составе горячего цеха, отделенного перегородкой; размещение вспомогательных помещений (раздевалка персонала, душевая и т.п.), а также часть складских помещений в подвале, при условии соблюдения условий хранения продуктов, для увеличения площадей производственных помещений.
         Особое место в обращениях занимают вопросы размещения семейных групп в жилых квартирах.
         Обращаем внимание, решение данной проблемы должно носить комплексный межведомственный характер и не определяться только санитарными правилами. В рамках этой проблемы должны учитываться требования пожарной, экологической безопасности, гражданского законодательства и иных нормативных правовых актов, в том числе региональных.
         Организация семейных групп должна обеспечивать соблюдение прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, а также соседей.
         С учетом вышеизложенного необходимо продолжить работу по предметному, в каждом конкретном случае, разъяснению требований СанПиН 2.4.1.2660-10, направленную на реализацию задачи обеспечения доступности дошкольного воспитания и образования.

Руководитель                                                                                                 Г.Г.Онищенко