В 2014 году на территории Воронежской области годовой объем образования твердых бытовых отходов составил более 2,5 млн. м. куб., основным способом утилизации отходов в настоящее время является размещение (захоронение) на полигонах. На территории области мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, мусоросортировочных комплексов нет. 
         Деятельность по сбору отходов на специализированных площадях осуществляеют 16 предприятий –лицензиатов, эксплуатирующих полигоны твердых бытовых отходов (1 полигон, находится в стадии рекультивации ООО «Воронеж-ТБО»). Из общего количества полигонов - 10 имеют коэффициент заполнения 50-90%, остальные 5 имеют коэффициент заполнения менее 50%.   
         В остальных районах размещение бытовых отходов осуществляется на санкционированных свалках, имеющих выделенный земельный участок, в количестве 154, площадью 684 га.
Все предприятия, осуществляющие деятельность по размещению отходов производства и потребления имеют лицензии на осуществление данного вида деятельности.
         С целью организации сбора твердых бытовых отходов на территории области во всех 3 городских округах (г. Воронеж, г. Борисоглебск, г. Нововоронеж) и 31 муниципальном районе разработаны и утверждены генеральные схемы очистки территорий населенных пунктов.
         Санитарная очистка территорий населенных пунктов Воронежской области осуществляется 107 специализированными предприятиями, которые имеют на балансе транспортно-производственные базы (здания и сооружения, необходимые для осуществления административной деятельности и выполнения ремонтно-эксплуатационных работ). 
         На балансе специализированных предприятий состоит 942 единицы техники, в том числе спецтранспорт для сбора, вывоза твердых бытовых и крупногабаритных отходов (мусоровозы, бункеровозы) - 370 единиц; спецтранспорт для вывоза жидких бытовых отходов (вакуумные машины, ассенизационные машины) - 92 единицы; спецтранспорт для механизированной уборки дорожных покрытий (комбинированные машины, поливомоечные машины, подметально-уборочные машины) - 355 единиц; вспомогательная техника и оборудование (тракторы, бульдозеры, экскаваторы и т.д.) - 125 единиц. 
         При организации санитарной очистки на территориях муниципальных образований Воронежской области применяются две системы удаления отходов: контейнерная, предусматривающая накопление отходов в местах временного хранения, оснащенных контейнерами, и бесконтейнерная, предусматривающая накопление отходов в таре потребителей и погрузку отходов в мусоровозы, в том числе самими потребителями услуг по удалению отходов (территория малоэтажной застройки).
         За последние годы наметилась положительная тенденция по улучшению системы сбора твердых бытовых отходов на территориях городов и районных центров области.
         В 2014 году всего по санитарно-химическим показателям было исследовано 1060 проб почвы. Удельный вес проб почвы на территории жилой застройки населенных мест, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям составил -2,7%, что ниже уровня 2013года (3,5%) на 0,8%. 
         Из числа исследованных на соли тяжелых металлов, не отвечало гигиеническим нормативам - 19 или 2,4%.
         Превышение по гигиеническим нормативам по содержанию тяжелых металлов установлено в пробах почвы, отобранных на территории г. Воронежа и сельских поселений области.
         Из числа исследованных проб почвы на пестициды, не отвечало гигиеническим нормативам - 1 или 1,1%. Превышение по гигиеническим нормативам по содержанию пестицидов установлено в пробах почвы, отобранных на территории г. Воронежа и связано с ненадлежащей эксплуатацией мест складирования.
         Удельный вес проб почвы на территории жилой застройки населенных мест, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям остался на уровне 2013 года и составил 1% . Одной из причин загрязнения почвы является несанкционированное складирование отходов на территориях сельских поселений. По данному факту управлением Роспотребнадзора по Воронежской области в рамках действующего дополнительного соглашения с управлением Росприроднадзора проведена работа по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов на территории области. 
         В 2014 году всего выявлено 17 мест несанкционированного складирования отходов. По итогам проверок управлением вынесено 8 постановлений о назначении административных наказаний по ст. 8.2 КоАП РФ, общей суммой 88000 рублей и 1 постановление о назначении административного наказания по ст. 6.3 КоАП РФ, общей суммой 10000 рублей. Подано 8 исковых заявлений в защиту неопределённого круга лиц о признании бездействия администраций муниципальных поселений по ликвидации несанкционированных свалок и возложении обязанности по ликвидации свалок и организации планово-регулярной очистки. Все иски управления удовлетворены. 
         Разработка и утверждение генеральных схем очистки, увеличение охвата планово-регулярной очисткой территорий населённых мест, а также осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора позволили снизить количество несанкционированных мест складирования отходов производства и потребления на территориях населённых мест.
         Всего на территории Воронежской области оказание медицинских услуг осуществляют 2083 лечебно-профилактических учреждения, основным методом обеззараживания эпидемиологически опасных отходов остаётся химический.
         Вместе с тем, более чем в 30% лечебно-профилактических организаций используются аппаратные методы обеззараживания, а именно эксплуатируется 84 установки (торговой марки Newster, инсенераторы, стериомед, автоклавы, СВЧ печи, установки по термическому обеззараживанию паром под давлением в условиях вакуума Балантер-30). Кроме того в лечебно-профилактических учреждениях эксплуатируется 237 установок по термической утилизации медицинских отходов ( уничтожитель игл и шприцев гильотинный для срезания конюли марки Nulife DOTS, мгновенный уничтожитель игл и шприцов марки NEEDLE BURNER&DESTROYER, сжигатели игл марок «ETNA», «ДИ-1М», « Medister», утилизаторы медицинских игл УМИ-01, УРМИ-1, прочие иглодеструкторы). 
          Патолого-анатомические и органические операционные отходы захораниваются по договорам на кладбищах в специально отведенные могилы.
          Все ответственные специалисты лечебно-профилактических организаций прошли обучение.
          Сбор промышленных, ртутьсодержащих отходов на предприятиях области организован в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» в изолированных помещениях, в герметичных емкостях. 
          В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 №681, для сбора и накопления отработанных люминесцентных ламп, образующихся в результате жизнедеятельности населения, проживающего в домах, управляющими компаниями и ТСЖ организованы централизованные места приема, накопления отработанных люминесцентных ламп, оборудованные в соответствии с требованиями действующего законодательства.
          Переработка ртутьсодержащих отходов (ртутные лампы, грунт, загрязненный ртутью, приборы с ртутным заполнением) в настоящее время на территории Воронежской области не осуществляется.
          Деятельность по сбору и транспортировке отходов, содержащих ртуть (отработанные приборы, термометры, ртутные лампы и иное) осуществляет 1 предприятие-лицензиат: ООО «Экологические технологии очистки» (ООО «ЭКТО»), в дальнейшем ртутьсодержащие отходы для утилизации и переработки передаются специализированным организациям, расположенным в других субъектах РФ (ООО НПП «ЭКОТРОМ РБ» г. Москва, ЗАО «ПЕТРОМАКС» Московская область, ООО «РОСА-1» г. Рязань, ООО «Резипол» г. Курск, ООО «Дилер-Курск» г. Курск), так как на территории Воронежской области предприятия по переработке ртутьсодержащих отходов отсутствуют. 
          По результатам надзорных мероприятий, проведённых управлением Роспотребнадзора по Воронежской области в 2014 году за обращением отходов производства и потребления проведено 308 проверок. По результатам выявлено 368 правонарушений, из них наложено 330 штрафов на сумму 2 819400 рублей; направлено в суды по подведомственности 38 дел, из них 13 на приостановление деятельности. Принято судами 25 решений в виде наложения административных штрафов и 13 решений по административному приостановлению деятельности.     
          В целях разработки и реализации комплекса мер в системе обращения с отходами, направленных на минимизацию их образования, обеспечения утилизации образующихся отходов и безопасного захоронения, на территории области планируется создание 8-ми межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплексов, сформированных по территориальному принципу с учетом численности населения и объемов образования отходов.
          Работа по организации сбора, хранения и утилизации отходов производства и потребления является приоритетным направлением деятельности управления.