С целью выполнения функций, возложенных на орган государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за 2011 год Управлением Роспотребнадзора по Воронежской области подано 40 исковых заявлений: их них 12 в защиту определенного круга потребителей, 28 в защиту неопределенного круга потребителей.
Поводами для реализации права Управления Роспотребнадзора по Воронежской области на защиту прав граждан в судебном порядке, послужили обращения граждан по факту нарушения прав потребителей при заключении договоров розничной купли-продажи; подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательных работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан); договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд потребителя-гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
 
          Иски, вытекающие из договора купли-продажи товара, в том числе по образцам и дистанционным способом.

           Управление Роспотребнадзора по Воронежской области обратилось в мировой суд в защиту прав гр. Ч в отношении ООО «Белые окна» о замене товара ненадлежащего качества на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула), взыскании неустойки за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя о замене товара ненадлежащего качества, взыскании компенсации морального вреда. Суд удовлетворяя требования потребителя, исходил из нижеследующего. Согласно ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула). В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем. Однако требования потребителя не были удовлетворены продавцом в течении 7 дней. Установлено, что между продавцом и потребителем было заключено дополнительное соглашение, которое установило сроки замены товара ненадлежащего качества. Однако продавец заявленные требования не удовлетворил в установленные соглашением сроки. Согласно ст. 22 Закона № 2300-1, за нарушение сроков замены товара ненадлежащего качества, продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара. Судом также было удовлетворено требование о возмещении морального вреда, так как моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
          Управление Роспотребнадзора по Воронежской области обратилось в районный суд в защиту прав гр. М к ИП Безбородова Т.В о возврате предварительно оплаченной суммы за товар, уплаты неустойки за нарушение сроков поставки товара и компенсации морального вреда, в порядке ч. 4 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 т 07.02.1992 г. Удовлетворяя требования потребителя, суд исходил из следующего.между потребителем и ИП Безбородовой Т.В был заключен договор купли – продажи. В соответствии с условиями договора срок изготовления товара составляет 45 рабочих дней. Продавец обязан доставить товар покупателю в течении 14 дней. Расчеты по договору производились следующим образом: 50% от общей стоимости товара оплачивается покупателем сразу после согласования эскиза (подписания сторонами договора)., 50% оплачивается в течении 2 дней с момента извещения продавцом о готовности товара к отгрузке. Стоимость товара по договору составила 79800 рублей. На момент обращения в суд потребителем была оплачена сумма в размере 70000 рублей. Факт оплаты потребителем данной суммы подтверждается товарными чеками . Согласно п. 3 ст. 23.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1 в случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара.
          Согласно ст. 23.1 Закона РФ «О защите прав потребителей», договор купли-продажи, предусматривающий обязанность потребителя предварительно оплатить товар, должен содержать условие о сроке передачи товара потребителю. В случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать: передачи оплаченного товара в установленный им новый срок возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом. Требование о поставке товара не удовлетворено продавцом на момент подачи искового заявления.
           На протяжении всего времени потребитель не мог использовать заказанную мебель, из-за нарушения продавцом условий договора купли-продажи, а именно мебель не была поставлена в срок, определенный договором, что причинило ему массу неудобств, нравственных переживаний и лишило его того, на что он рассчитывал, при заключении договора. В соответствии со ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.


           Управление Роспотребнадзора по Воронежской области обратилось в Борисоглебский городской суд Воронежской области в защиту неопределенного круга потребителей на действия МУП «Жилищно-коммунальное управление № 1» по факту подачи потребителям горячего водоснабжения ненадлежащего качества, не соответствующие требованиям санитарных правил и норм, признании таких действий противоправными и обязании обеспечения соответствия коммунальных услуг требованиям стандартов, нормативной и технической документации, санитарным нормам и правилам. Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об обоснованности требований и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Факт несоответствия горячего водоснабжения санитарным нормам и правилам подтверждается актами о несвоевременном и некачественном выполнении жилищно-коммунальных услуг – нарушен температурный режим подачи воды. Согласно требованиям санитарных правил, температура горячей воды в местах водозабора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 градусов. Соответственно, ответственность за качество воды, подаваемой потребителю возлагается на организации, осуществляющие теплоснабжение и эксплуатацию сетей горячего водоснабжения. В соответствии с требованиями Постановления Правительства № 307 от 23.05.06 «Правила оказания коммунальных услуг гражданам», обеспечение температуры горячей воды в точке разбора должно быть не менее 60 градусов – для открытых систем централизованного водоснабжения, не 50 – для закрытых систем, не более 75 градусов – для любых систем теплоснабжения. Допустимое отклонение допускается лишь в ночное время с 23.00 до 6.00 не более чем на 5 градусов, а в дневное время с 6.00 до 23.00 не более чем на 3 градуса. На основании п. 5 ст. 4 Закона № 2300-1, исполнитель обязан, если законами или в установленном порядке предусмотрены обязательные требования к услуге, передать потребителю услугу, соответствующую этим требованиям.
           Управление Роспотребнадзора по Воронежской области обратилось в Рамонский районный суд Воронежской области в защиту неопределенного круга потребителей на действия ООО «Спецжилуправление» по факту не обеспечения потребителей с. Ямное Рамонского района питьевой водой надлежащего качества, не соответствующие требованиям санитарных правил и норм, признании таких действий противоправными и обязании доведения качества питьевой воды до соответствия требованиям СанПин, обязании о снижении тарифа на услуги водоснабжения. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд решил удовлетворить требования частично по следующим основаниям. В соответствии со ст. 7 Закона № 2300-1, потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. Согласно ст. 19 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарное-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.3 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», подаваемая населению питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. В нарушении указанных норм ООО «Спецжилуправление», обеспечивало потребителей с. Ямное Рамонского района питьевой водой, качество которой не отвечало требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по содержанию нитратов, что подтверждено протоколами лабораторных исследований АИЛЦ ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области».

- иски, вытекающие из договоров о предоставлении финансовых услуг.

        Управление Роспотребнадзора по Воронежской области обратилось в мировой суд Советского района г. Воронежа в защиту прав потребителя Т к ЗАО «ЮниКредит Банк» о признании условия кредитного договора недействительным, о признании действий Банка по взиманию единовременной комиссии за организацию (выдачу) кредита противоправными, взыскании излишне уплаченных денежных средств, процентов за пользование чужими денежными средствами, неустойки и компенсации морального вреда. Суд, с учетом мнения участников процесса, рассмотрел дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства. 25.02.2009 гр. Т. с ЗАО «ЮриКредит Банк» был заключен кредитный договор № А-050/2009 на приобретение транспортного средства. П.п 4) п. 1.2 договора предусматривал оплату комиссии за организацию кредита в размере 6000 рублей. 
         Возложение условиями кредитного договора на заемщика, помимо предусмотренных п. 1 ст. 819 ГК РФ обязанностей по возврату суммы кредита и уплате процентов на нее, дополнительных обязательств по внесению платы за открытие счетов (текущего банковского счета, ссудного счета) и расчетно-кассовое обслуживание, в том числе за выдачу, организацию кредита ущемляет установленные законом права потребителя. 
         Взыскание с заемщиков иных удержаний, помимо процентов на сумму предоставленного кредита, действующим законодательством не предусмотрено. Следовательно, включение в кредитный договор условий, предусматривающих взимание с заемщика комиссии за выдачу и организацию кредита, противоречит нормам гражданского законодательства и ущемляет установленные законом права потребителей. В силу ч. 2 ст. 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Банк осуществляет выдачу заемщику денежных средств в рамках исполнения им своих обязанностей по кредитному договору и включение в кредитные договоры комиссии за выдачу и организацию кредита является незаконным возложением на заемщика - потребителя расходов, связанных с осуществлением банком своей деятельности. 
          Каких-либо указаний на обязанность заемщика оплатить кредитору комиссионное вознаграждение за услуги по выдаче кредита, ни Закон о банковской деятельности, ни другие нормативные акты не содержат.
- иски, вытекающие из договоров об участии в долевом строительстве
многоквартирных домов.

          Управление Роспотребнадзора по Воронежской области обратилось в Левобережный районный суд в защиту прав потребителя Н о признании действий застройщика противоправными в части включения в договор долевого строительства условия, ущемляющего право потребителя, о признании противоправными действий ТСЖ «Проспект-2» в части незаконного и необоснованного начисления платы за коммунальные и жилищные услуги с момента ввода дома в эксплуатацию, компенсации морального вреда.
          Суд удовлетворяя указанные требования, исходил из следующего. Между гр. Н и ООО «ОКС Левобережник» был заключен договор на участие в долевом строительстве жилого дома № 25/1 по ул. Ленинский проспект г. Воронежа. Согласно положениям договора, дольщик обязан оплачивать коммунальные платежи с момента подписания разрешения на ввод дома в эксплуатацию. Данный момент противоречит действующему законодательству исходя из следующего. Ст. 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии со ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возложена на собственников жилых помещений, а также лиц, использующих жилые помещения по договору найма, аренды или на других законных основаниях. 
           Согласно п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возлагается на собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
           Из приведенных норм вполне ясно, что платить за коммунальные услуги должен собственник жилых помещений с момента, когда право собственности на них у него возникло.
           В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, которое подлежит государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. В силу п. 1 ст. 16 Закона N 214-ФЗ Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", право собственности участника на объект долевого строительства подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном данным Законом и Законом N 122-ФЗ. Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Таким образом, дольщик может зарегистрировать свое право собственности на имущество, только когда представит документы, подтверждающие факт его постройки. К ним относятся: - разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства; - акт приема-передачи или другой документ, который будет свидетельствовать о передаче имущества от застройщика к дольщику. Сама же государственная регистрация права собственности в соответствии с п. 3 ст. 13 и п. 1 ст. 16 Закона N 122-ФЗ носит заявительный характер и производится не позднее чем в месячный срок со дня подачи правообладателем необходимых документов. После того как дом пройдет государственную приемку и застройщик официально (на основании акта приема-передачи или другого документа) передаст помещение, дольщик может подать заявление на государственную регистрацию права собственности, которое возникает только с момента такой регистрации. А так как данная регистрация носит заявительный характер, заявление может быть подано как сразу же после передачи помещений застройщиком, так и позднее. То есть фактически госрегистрация права собственности на объект долевого строительства может производиться в любое время по усмотрению дольщика начиная с момента передачи имущества.
          В силу п. 1 ст. 12 Закона N 214-ФЗ обязательства застройщика по договору долевого участия считаются исполненными с момента подписания передаточного акта (или иного документа о передаче) дольщиком. Передача объекта долевого строительства осуществляется не ранее чем после получения в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости. На этом основании суды указывают, что с момента подписания передаточного акта участник долевого строительства фактически владеет и пользуется построенным объектом недвижимости, то есть фактически осуществляет права собственника. Именно с этого момента он вправе обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации своего права, а после нее "фактический собственник" получает и юридическое право распоряжаться данным объектом. Дольщик, получивший помещение по акту приема-передачи от застройщика, пользуется им на законных основаниях и, следовательно, обязан вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В связи с этим момент возникновения у дольщика обязанности по оплате коммунальных услуг определяется не датой государственной регистрации права собственности на квартиру, а датой приемки объекта долевого строительства, поскольку обязанность по оплате коммунальных услуг возлагается на фактического пользователя данных услуг и в равной мере распространяется на лиц, использующих жилое помещение как на праве собственности, по договору найма жилого помещения, так и на иных законных основаниях.
           Соответственно, утверждение застройщиков об обязанности дольщиков всегда платить за коммунальные услуги уже после получения разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома является неправомерным. Следовательно, условие договора является недействительным и противоречащим действующему законодательству. Согласно ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
- снабжения населения питьевой водой, несоответствующей требованиям гигиенических нормативов в отношении:

- незаконного повышения тарифа на ремонт и содержание жилья без проведения общего собрания собственников к управляющим компаниям

           в отношении : ООО «УК Бульвар Победы г. Воронежа», ООО «УК Мастер» (2);
           Суд, удовлетворяя заявленные требования, исходил из следующего. Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, устанавливаемом статьями 45-48 ЖК РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее одного года. Изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Утверждение ответчиков о недостаточности средств для содержания общего имущества при установленном тарифе не принято судами во внимание, поскольку согласно п.7 ст. 156 ЖК РФ и п. 31 Правил при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников. Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома. Между тем, доказательств того, что ответчиками были даны соответствующие предложения с учетом вышеизложенных требований, не представлено.

          В управление Роспотребнадзора по Воронежской области поступило обращение граждан Железнодорожного района г. Воронежа о неправомерных действиях управляющей компании в сфере оказания услуг по управлению многоквартирным домом. 
          Суд удовлетворяя заявление Управлением требования, исходил из следующего. П.7 ст. 156 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, устанавливаемом статьями 45-48 ЖК РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее одного года. Возможность индексации управляющей компанией размера платы за содержание и ремонт жилья с учетом инфляции нормами ЖК РФ, Законом «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и иными нормативными актами РФ, не предусмотрена. Свобода договора не является абсолютной и не означает возможность для экономически более сильной стороны – управляющей компании, включать в договор условия, ущемляющие права собственников квартир как потребителей. Кроме того, нормы ст. 422 ГК РФ предусматривают, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовым актам, действующим на момент его заключения, тем более, что п.3 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ относит цену договора к существенным условиям. Применение к договорным отношениям положений писем Минрегионразвития РФ носит рекомендательный характер и не означает, что управляющая компания имела право включать в договор управления многоквартирным домом условие об индексации тарифа на ремонт и содержание жилья при отсутствии соответствующего решения об этом общего собрания собственников такого дома.

- несоответствия содержания территорий населенных мест санитарному законодательству
 
         к Администрации городского поселения г. Семилуки, к Администрации Петинского поселения г.Семилуки (2) ; Истец - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области обратился в суд с иском, где просит – обязать администрацию Петинского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области разработать генеральную схему очистки пос. Опытная станция ВНИИК, согласовать с ТО Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Семилукском, Нижнедевицком, Хохольском районах периодичность удаления и график вывоза ТБО, определить места размещения контейнерных площадок и необходимого количества контейнеров в пос. Опытная станция ВНИИК Хохольского района, осуществлять, в случае невозможности, размещения контейнерных площадок планово-регулярную очистку по договорам - графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов и жилищным органом по согласованию с ТО Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Семилукском, Нижнедевицком, Хохольском районах, утвердить нормы накопления твердых и жидких бытовых отходов на одного человека в год. Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд решил что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Статья 42 Конституции РФ закрепляет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами, относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с со ст. 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г., содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Согласно п.18 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.18 ст.8 Устава Петинского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области, утвержденного 29.12.2004г., органы местного самоуправления организуют сбор и вывоз бытовых отходов и мусора. Исполняющим органом местного самоуправления, уполномоченным на решение вопросов местного значения, является администрация Петинского сельского поселения Хохольского муниципального района. Однако в нарушение требований действующего законодательства администрация Петинского сельского поселения Хохольского муниципального района не выполняет своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В результате проведенного административного расследования были выявлены нарушения санитарного законодательства: отсутствует генеральная схема очистки населенного пункта, при временном хранении отходов нарушена периодичность удаления твердых бытовых отходов (на момент расследования тележки, выделенные для сбора отходов переполнены, в наличии образованы свалки бытовых отходов на земле, размещение мест временного хранения отходов не согласовано с ТО Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Семилукском, Нижнедевицком, Хохольском районах, обезвреживание жидких бытовых отходов не проводится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке (все стоки стекают самопроизвольно по трубе в ров), что является нарушением ст.21 п.2, ст.22 п.1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52 ФЗ от 30.03.1999 г. п.1.2 СП «Санитарные правила содержания территории населенных мест» № 4690 от 05.08.1988 г. В судебном заседании было установлено, что на территории пос. Опытная станция ВНИИК Хохольского района нарушаются требования закона, касающегося организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора органами местного самоуправления, к полномочиям которых законом отнесен данный вид деятельности. Указанное нарушение приводит к загрязнению окружающей среды, способствует созданию антисанитарных условий, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела.
- некачественного оказания услуги по централизованному холодному водоснабжению
          в отношении Октябрьского сельского поселения Панинского муниципального района, Администрации Землянского поселения на некачественные услуги централизованного холодного водоснабжения (2).. Суды, удовлетворяя заявлены требования, исходили из следующего. В силу п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения. Наличие бесхозяйных сетей водоснабжения сельского поселения создает прямую и непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей и может привести к возникновению инфекционных заболеваний и массовых отравлений. В связи с отсутствием собственника реконструкции сетей водоснабжения не производится производственный контроль с проведением лабораторных исследований воды по микробиологическим и санитарно-химическим показателям с целью обеспечения постоянства качества воды, безопасности и безвредности водоснабжения для населения, не проводятся систематическое санитарное обследование не только источника водоснабжения, оборудования и устройств, но и территории, прилегающей к водозаборному сооружению, чистка, промывка и при необходимости профилактическая дезинфекция данных объектов. Администрации не осуществляет в полной мере обязанности по соблюдению законодательства Российской Федерации при организации водоснабжения населения, выразившееся в образовании бесхозяйных сетей водоснабжения, предоставление воды, не соответствующей по качеству и количеству.. Органы местного самоуправления ни при каком основании не могут ограничивать право граждан потребителей на получение питьевой воды надлежащего качества, так как права человека и гражданина могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Кроме того, согласно ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992, Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. Согласно ст. 19 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.1 СанПин 2.1.4.1047-01, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети
- по исключению из договоров купли-продажи непродовольственных товаров ущемляющих права потребителей в отношении ИП Орехова М.Е, Безбородовой Т.В. (2)
 
         В управление Роспотребнадзора по Воронежской области поступили обращения граждан о неисполнении условий договоров купли-продажи изделий (пластиковых окон), выполнении работ по изготовлению мебели, а также о нарушениях срока исполнения указанных обязательств. По данным обращениям были проведены соответствующие мероприятия по надзору, а также изучены договора купли-продажи, выполнению работ. По результатам проведенных проверок были установлено, что в договора купли-продажи товаров, выполнения работ включены условия, ущемляющие права потребителей. 
        Суд, удовлетворяя заявленные требования, исходил из следующего. Согласно ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законом или иными нормативными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Соответственно, действия ответчиков по включению в условия договоров с гражданами, ущемляют установленные права потребителей. То обстоятельство, что граждане выразили свое согласие на заключение договоров на тех условиях, которые предложили ответчики, по своей свободной воле, не повлияло на выводы суда о несоответствии этих условий требованиям закона. Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна. Оспариваемые условия договоров, в соответствии с положениями ст. 168 ГК РФ являются ничтожными, поэтому факт подписания гражданами договора на условиях предложенных ответчиками, не имеет правового значения.

- предоставления коммунальных услуг горячего водоснабжения ненадлежащего качества в отношении МУП «Жилищно-коммунальное управление №1» г.Борисоглебска (1)
           В управление Роспотребнадзора по Воронежской области поступило обращение гражданина факте подаче МУП «ЖКУ № 1» горячей воды ненадлежащего качества, не соответствующей требованиям санитарных правил и норм. По факту данного обращения, было проведено административное расследование. В результате проведенных мероприятий были установлены факты не соблюдения юридическим лицом требований Закона РФ «О защите прав потребителей», требований ГОСТ Р «Жилищно-коммунальные услуги», Постановления Правительства № 307 «О прядке предоставления коммунальных услуг гражданам» требований санитарных правил, предусматривающих правила по устройству и эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения. Факты подачи некачественного горячего водоснабжения подтверждены актами о несвоевременном и некачественном выполнении коммунальных услуг. Изучив все материалы дела, суд пришел к выводу о доказанности и обоснованности требований Управления, которые подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Горячее водоснабжение действительно не соответствует санитарным правилам и нормам, что подтверждают акты. Согласно требованиям санитарных правил и норм, горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность. Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C. Несоблюдение данных требований, может привести к загрязнению горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 гр., в их числе Legionella Pneumophila. Согласно положениям Закона РФ «О защите прав потребителей», если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям. Своим решением суд обязал МУП «Жилищно-коммунальное управление №1» обеспечить соответствие предоставляемых коммунальных услуг требованиям стандартов, нормативной и технической документации, санитарным нормам и правилам.



- о признании бездействия Администрации Новокурлакского сельского поселения Аннинского муниципального района в части сбора и временного хранения ТБО (1);
         ТО Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Аннинском, Панинском и Эртильском районах обратился в суд с исковым заявлением в интересах несовершеннолетних, а также неопределенного круга лиц к Администрации Новокурлакского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области о признании бездействий Администрации Новокурлакского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области незаконным, указывая, что 26.09.2011г. ТО была проведена проверка соблюдения обязательных требований санитарно – эпидемиологического законодательства в сфере защиты прав потребителей в Администрации Новокурлакского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области.
         Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из следующего.
         В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья, а также ст. 42 Конституции Российской Федерации предусматривает право каждого на благополучную окружающую среду. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст. 13 ФЗ от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления территории муниципальных образований (в т.ч. сельских поселений)» подлежит регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. 
         Требования к содержанию территорий населенных мест изложены в Санитарных правилах содержания территории населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88) утвержденных главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988г. Указанные правила предусматривают, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежной обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно - бытовых), в том числе пищевых отходов и жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения, жидкий из некализированных зданий, уличного мусора и смета, а также других бытовых отходов, скапливающих на территории населенного пункта. Согласно п. 18. ст.14 ФЗ от 06.10.2003г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относиться организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с. п.п. 3.2. п. 3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормы СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» временное складирования отходов производства и потребления допускается: на открытых специально оборудованных для этого площадках. В соответствии с. п.п. 3.4. п. 3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормы СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» в зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить: на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках. В соответствии с. п.п. 3.7. п.З. Санитарно- эпидемиологических правил и нормы СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: поверхность площадки искусственное водонепроницаемое или химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.).
         В соответствии с Уставом Новокурлакского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области к вопросам местного значения Новокурлакского сельского полселения относиться организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и согласно ст. 37 Устава к полномочиям Новокурлакского сельского поселения относиться организация и осуществление экологического контроля на территории сельского поселения, в том числе соблюдение экологических и санитарных требований, установленных законами Российской федерации, в числе прочих, относиться ликвидация несанкционированных свалок.
          При таких обстоятельствах суд признал бездействие Администрации Новокурлакского сельского поселения Администрации Аннинского МР Воронежской области незаконным и обязал Администрацию Новокурлакского сельского поселения Администрации Аннинского МР Воронежской области осуществлять временное складирование мусора и отходов на специально оборудованных площадках и ликвидировать несанкционированные свалки на территории с. Моховое Аннинского района Воронежской области.
- факта экологический вредной деятельности к Администрации городского поселения г. Семилуки (1).
         ТО Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Семилукском, Нижнедевицком, Хохольском районах обратился в Семилукский районный суд о прекращении экологической вредной деятельности Администрации городского поселения г. Семилуки по факту нецесообразной утилизации бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта и осуществлении ливневых стоков не соответствующих требованиям санитарных правил. Суд удовлетворяя данный иск, исходил из следующего. Ст. 42 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью ил имуществу экологическим правонарушением. Согласно санитарным правилам и нормам, водоотведение населенных мест, а также санитарная охрана водных объектов имеет целю обеспечить предотвращение и устранение загрязнения поверхностных вод, которое может привести к нарушению здоровья населения, развитию инфекционных заболеваний, а также к ухудшению условий водопользования населения. Не допускается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод в черте населенных пунктов.
          При проведении соответствующих мероприятий по надзору, а также рассмотрении экспертного заключения о несоответствии качества питьевой воды ТО в Лискинском, Бобровском районах, был выявлен факт поставки жителям п. Лушниковка Бобровского района, некачественного водоснабжения для производственных и хозяйственно-питьевых нужд в скважине водозабора и в контрольных точках разводящей сети. В частности при проведении лабораторных исследовании в источнике централизованного водоснабжения было выявлено завышение содержания по цветности, мутности, железа, марганца(с санитарно-токсикологическим признаком вредности). Ответчиком не производились мероприятия по контролю и доведения качества воды скважин до гигиенических нормативов. Удовлетворяя требования Управления о признании бездействия Администрации городского поселения г. Бобров, о понуждении оборудования водоочистными установками водозаборные сооружения с целью доведения качества питьевой воды до требований гигиенических нормативов, суд исходил из следующего Согласно с. 41 Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на охрану здоровья. Сокрытие должностными лицами фактов обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность, предусмотренную Законом.
         Длительное употребление недоброкачественной питьевой воды с превышением гигиенических нормативов по содержанию марганца, оказывает негативное влияние на здоровье. Представленные результаты лабораторных исследований, суд признал законными и фактически подтверждающими основание предъявленных требований.
- оборудования водоочистными установками водозаборные сооружения с целью доведения питьевой воды до надлежащего качества в отношении Администрации городского поселения г. Бобров (1);
- исключения из договоров на управление многоквартирным домом, условий, ущемляющих права потребителей (1);
         Администрации городского поселения г. Семилуки, Администрации Землянского поселения, Администрации сельских поселений Каменского муниципального района, Потребительского общества сельского бытового водопотребления, Администрации Терновского сельского поселения Острогожского муниципального района (11); Удовлетворяя данные иски, суды исходили из следующих положений действующего законодательства. Ст. 41 Конституции РФ, ст. 12 Закона «Воронежской области» № 20-11-ОЗ, устанавливает, что каждому человеку на территории области государством гарантируется обеспечение питьевой водой установленным нормативам качества, а также в соответствии с нормами питьевого обеспечения. Удовлетворение потребностей населения в питьевой воде в местах проживания осуществляется мерами, направленными на развитие централизованных систем питьевого водоснабжения. При этом питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке и в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. Однако в нарушение требований действующего законодательства Администрации городских поселений не выполняет своих обязанностей по обеспечению населения питьевой водой, тем самым нарушает права потребителей. кроме того, осуществляя эксплуатацию систем водоснабжения с нарушением санитарных правил и не устранение данных нарушений, орган местного самоуправления допускает бездействие, которое является незаконным. Ухудшение качества питьевой воды представляет угрозу жизни и здоровья населения.
- иски, вытекающие из договоров о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений и жилых домов