За текущий период 2014 года в Управление Роспотребнадзора по Воронежской области на нарушение правил продажи мебели, в том числе и сроков передачи предварительно оплаченного товара, поступило 63 обращения граждан. Из них по 49 даны разъяснения, 14 послужили основанием для проведения проверок. За выявленные в ходе проведения проверок нарушения должностные лица и индивидуальные предприниматели привлечены к административной ответственности по ч.1,ч.2ст.14.8,14.15 КоАП РФ. Вынесено 35 постановлений по делу об административном правонарушении на сумму 147,5 тыс.руб. тыс. руб.
         Одновременно информируем, в соответствии со статьей 23.1 «Последствия нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю» Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (Закон) договор купли-продажи, предусматривающий обязанность потребителя предварительно оплатить товар, должен содержать условие о сроке передачи товара потребителю. 
         В случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок ( п. 2 ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей), потребитель по своему выбору вправе потребовать: 
         - передачи оплаченного товара в установленный им новый срок;
         - возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.
         При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствии нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара. 
         В п. 4 ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей отражено положение, не допускающее права выбора, а устанавливающее единственно возможный вариант поведения участников правоотношений о том, что требование потребителя о возврате уплаченной за товар суммы и о полном возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
         Следовательно, требования покупателя о возврате уплаченной за товар суммы и о полном возмещении убытков, если они были предъявлены, подлежат обязательному удовлетворению в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования. 
         В п. 5 ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей оговорены случаи, в соответствии с которыми требования потребителя, установленные п. 2 ст. 23.1, не подлежат удовлетворению, а именно: случаи, когда продавец докажет, что нарушение сроков передачи потребителю предварительно оплаченного товара произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя. Понятие непреодолимая сила включает в себя чрезвычайное событие, вредные последствия которого не могло предотвратить лицо, обязанное это сделать. К таким событиям относятся стихийные бедствия (например, землетрясения, наводнения), общественные явления (например, война). Будучи непредотвратимой, непреодолимая сила обладает, тем не менее, относительным характером: событие, непреодолимое в одних условиях, может стать преодолимым в других. Как правило, непреодолимая сила освобождает от имущественной ответственности, если именно непреодолимая сила - причина правонарушения и отсутствует вина обязанного лица. 
         Что касается вины потребителя в случае нарушения сроков передачи ему предварительно оплаченного товара, то таковыми могут служить случаи отсутствия (однократного или многократного) потребителя в оговоренное сторонами время и в установленном месте, где должен быть передан предварительно оплаченный товар. 
         Кроме того, пунктом 3 статьи 23.1 Закона установлено: в случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара. 
         Неустойка (пени) взыскивается со дня, когда по договору купли-продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы. 
         Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара. 
         Кроме того, положения статьи 23.1 Закона применяются и в иных случаях: предварительной оплаты товара под заказ; выявления потребителем в день покупки неприемлемых свойств предварительно оплаченного им товара (отсутствие какой-либо важной функции товара, которая предположительно должна была существовать), вызвавший предложение продавца подождать нужный потребителю не находящийся в настоящее время товар, и так далее.